?

Log in

назад | вперед

...А над протоками - туман,
Как дым, курится над водою,
И между небом и землею
В знак примиренья - белый храм...

Третьим эпизодом хотелось рассказать про наш, в своем роде, уникальный храм.

head_7078

До постройки сегодняшнего, каменного храма, почти на этом же месте стояла деревянная Богоявленская церковь 1746 года постройки, которую в середине XIX века сплавили по Суре в село Мирёнки и собрали там. Совсем недавно, в начале января 2012 года храм сгорел. (Самое интересное, что возгорание произошло в трех разных местах одновременно, при этом, мирёнские сельчане просили настоятеля открыть храм, пока огонь не перекинулся на крышу, что бы спасти хоть что-то из старинных икон, но настоятелем прихожанам в этом было отказано. Занятно, правда?) Чем-то, прежнее деревянное строение напоминало сегодняшний, каменный храм. В целом, мотивы архитектуры, повторились в этой постройке и не только во внешнем, но и внутреннем убранстве.

о1.

IMG_7089

о2.

IMG_7092

о3.

IMG_6884

Про каменный храм ходит много историй и легенд. Так, например, говаривают, что церковь строили два монаха. Рабочие подносили им стройматериалы, но замес раствора, кладку и проч. они выполняли собственноручно. Это легенда. Церковь строили всем селом и радостно осознавать, что в строительстве принимали участие и мои предки.

Другой эпизод связан с тотальным закрытием храмов в 20-30 годы XX века. Это уже исторический факт. Собирается из Алатыря ехать комиссия по закрытию церквей и изъятию церковных ценностей. По своим каналам связи, в Иваньково сообщили о готовящемся безобразии. Комиссию сельчане встретили радушно, оцепив живым кольцом храм. Не преминули прихватить с собой и гостеприимный инструментарий: кто пришел с вилами, кто с граблями, с косами, с топорами... Комиссии ничего не оставалось сделать, только как развернуться и тут же уехать обратно, в Алатырь, получить по шапке от начальства НКВД.

Третья история, которую мне рассказывала сестра прабабушки, баба Катя, повествует об ещё одном приезде комиссии по закрытию, уже зимой. (Точные годы не смогу указать точно). Дом прабабушки и бабы Кати стоит прямо супротив главного, западного входа в храм. Было в числе приехавших двое мужчин, которые ходили вокруг храма, что-то осматривали и к ним присоединилась незнакомая женщина, с которой они долго о чем-то разговаривали. В итоге, женщина ушла, комиссия уехала на своём автомобиле, а местные пошли посмотреть, на месте ли замки на дверях храма и всё ли цело. Замки оказались нетронутыми, но одно всех удивило. На снегу были две пары мужских следов, а женских не было... Говорили, что сама Богородица защитила свой храм. Уж очень её любят сельчане, особенно женщины. Во всех житейских трудностях обращаются к ней, а когда на молебне заказывают песнопение "Высшую небес и чистшую светлостей солнечных..." многие в этот момент иодпевают хору, сквозь слёзы.

о4. Старинный образ Казанской иконы Божией Матери. Пожалуй, cамый почитаемый среди иваньковцев. Позади, на клиросе, так же икона почитаемого пророка Илии Великого. Ильин день всегда был особенным в селе.

IMG_6887

Но, варварская рука железной машины власти, всё-таки, коснулась храма. Со стороны нашего дома была разобрана северо-восточная часть колокольни и был сброшен более чем 200 пудовый Большой колокол (весит чуть меньше 4,5 тонн) и Малый (Пожарный) колокол. У обоих откололись куски на "юбке", но звонкость они почти не потеряли, особенно малый.

о5. Первый ярус колокольни скрыт от взора с улицы.

IMG_7017

о6. Отколотые Большой Благовестник и Малый (Пожарный).

IMG_6999

о7. Большой. Справа стена, которая была разобрана комсомольцами и откуда колокола были сброшены на землю. А ведь в конце XIX века, этот Большой колокол сначала по Волге, потом по Суре, против течения, из Ярославля везли его в Иваньково... Сельчане сами впрягались в повозку и поднимали колокол в гору, к собственноручно новопостроенной церкви.

IMG_6991

о8. Малые зазвонные колокола с западной стороны. Слева видна школа (действующая), а уходящая от главной дороги, асфальтовая вверх, в народе зовётся "Мёртвой улицей". Справа от неё старый погост, а выше (не видно на фото) новое кладбище.

IMG_6961

о9. Излучина Суры. Где-то, на этой излучине и пристало речное судно с Большим колоколом...

IMG_6970

1о.

IMG_7023

В лихолетние годы сельчане дежурили подле храма и днем и ночью, и летом и зимой. Не могу сказать точно, в каком году на место был водружен Большой колокол (почти сразу), до возвращения на звонницу он был заботливо укрыт прихожанами белой материей, но малый утвердили наместе в 1981 году, о чем явствует уже ставшей исторической надпись на верхнем ярусе колокольни. Бабушка, когда была маленькой, запомнила эпизод, как в 1949 году молния ударила в купол колокольни, случился пожар. Огонь в тот день потушил фронтовик, награжденный орденом Великой Отечественной Борисов Александр Андреевич. Сгорел крест и в тот же год, чуть ли не в ту же неделю, был сооружен крест новый. "Поднимали крест, весь в цветах, народу собралось много, тянули на верьх мужики, на верёвках...".

11.

IMG_0006

12.

IMG_7007

У меня есть репринт фотографии 1931 г. Посмотрите на неё и вспомните, какие были гонения на церковь в те годы... На фото - всё село. Почти всё, на Суре, в один из престольных праздников храма - Богоявления.

13.

IMG_0002

Когда я выложил в Инстаграм только что снятый кадр храма с колокольни, инста-френд Екатерина Петрова @truefeelove (а теперь и ЖЖ-френд trefeka), на вопрос-ответ, почему "Храм детства" оставила комментарий: "как...родовое место силы". Пожалуй, так и есть. По отцовской родословной, все предки происходят из Иванькова.

В этом году, художник-керамист Ольга Садовникова и её ученица Алёна, выполнили в керамике и мозаике икону Покрова, на восьмерике храма. Раньше здесь была вставлена так е, икона Покрова и вспоминается один из летних ураганов, когда ветер буквально вырвал ту икону, выполненную на металле. Лазили, ставили на место. Сегодняшняя Богородица выполнена в Византийской традиции, несколько непривычной для нашего храма, но мне всегда было по-душе греческое иконописание и мозаика. Бабушка рассказывала, что установили новую икону на храме, но увидеть довелось только в тот день, когда ехал в село "в последний раз".

14.

IMG_6924

15.

IMG_6925

Вся жизнь была централизована вокруг храма. Человек "рождался" в храме, его там крестили, женился в храме (венчали) и умирал там же, когда отпевали человека и провожали в "Путь всея земли". И не важно, в какое время: царское, или советское. Так и меня, крестили здесь, родители мои венчались в этом храме, здесь же отпевали предков, последние из которых дедушка в 2010 году и крёстный в 2012 году и бабушка, 1 октября сего года. Предки наши, строили его, и не кому-то другому храм этот разрушать.

Знаменита церковь была и своими хорами, коих было два. Как до революции 1917 года, так и после неё. А в наши дни, протоиерей Николай Ефремов почётный настоятель Крестовоздвиженского храма в Алатыре, один из старейших священнослужителей Чебоксарской митрополии, приезжая в Иваньково отмечал, что "...здесь сохранилась традиция того, русского церковного пения, которое уже мало где можно услышать". Это была середина 90-х годов ХХ века. Отголоски тех традиций пения можно услышать и сейчас, но голоса ушли, остались в памяти и можно только благодарить Бога, что мне довелось слышать некоторые из них.

16. Певчие, 19о9 год.

IMG_0001

17. 192о-годы

IMG_0004

18. Начало 197о-х. Из этих певчих я застал лишь немного Раису Болвину (Борисову) и Ольгу Шугурову (Копеечкину) - первый ряд, двое справа.

IMG_0005

19. Есть ещё одна интересная фотография, которая хранится у нас, в одном из семейных альбомов. Если присмотреться, то основной возраст прихожан на Пасхальном крестном ходе, в первых числах мая 1975 года, составляет "далеко за...". Но, видите слева мальчика? Это Серёжа Гаврилов, ему здесь 10 с половиной лет. Спустя почти 20 лет Серёжа станет отцом-диаконом Сергием, а ещё позже и протоиереем Сергием. В школе с него срывали крестик, а комсомольцы, да и сам священник выгоняли с богослужений из храма. Ему приходялось прятаться в Покровском приделе. Благо, храм большой.

IMG_0003

2о. 2015 год.

IMG_7246

Моя же история, связанная с храмом, началась в 1986 году, когда меня крестили, на 40-й день после рождения. В храм нас, с двоюродной сестрой, водила прабабушка Нюра Дроздова (Шокурова), а в 1991 году, на Пасху, меня впервые облачили в стихарь и поручили нести малое напрестолькое Евангелие на крестном ходе. С 1995 года я стал прислуживать в алтаре, бывая в Иваньково на летних каникулах. За час, а то и раньше, бежал в дом священника, брал ключи и открывал храм...

21.

IMG_6892

22.

IMG_7100

23.

IMG_7072

24.

IMG_7110

Таких историй по всей стране можно собрать сотни, если не тысячи, но наиболее ценными всегда будут те места, с которыми душа скреплена невидимыми нитями памяти и писать об это надо, что бы помнить. Наши покойники (родственники) все уходили под праздники или общенародные, или семеные. Зачем делать такие подарки, например, на день рождения? Что бы помнили. Что бы всегда помнили.

25. В заключение хочется показать самый любимый образ, в деисусном чине главного иконостаса - икону Крещения (Богоявления) Господня. Как живые...

IMG_6903

Пока есть память.

Долго думал, стоит ли выкладывать здесь традиционный бонус - стоит. Этот пост настоящий. Так я ещё никгда не писал посты, с документами, архивными материалами, старинными фото. Папка документов толщиной с две руки, однако, моральное перенапряжение, да и слёз было пролито за эти два дня писания не мало. Надеюсь, не зря. Предельно допустимая степень беспорядка на столе:

IMG_7376

Записи из этого журнала по тегу «эпизоды сельского быта»

  • Всего-то нужна баня.

    Своя баня и так была за пару сотен вёрст, а недавно, благодаря некогда близким людям, её не стало вообще, вместе со всем остальным хозяйством. Дом,…

  • Бортовой номер 7343509

    В разгар полевых работ над селом Иваньково - Ленино появился в небе самолёт Ил-14. Он сделал круг над колхозными полями и приземлился на лугу. На…

  • Моё первое слово.

    Первым моим словом было не "мама-папа", или, как у двоюродной сетры, "бельё", а... Имя собственное. Соседкой нашей живет…

Комментарии

( 29 сказали — Сказать )
kisitir
12 окт, 2015 09:21 (UTC)
как хорошо, что ты это написал, и видно, что с душой.
а мальчик на 19 фото- твой родственник?
alixroca
12 окт, 2015 09:42 (UTC)
Далось тяжело, но не написать не мог.

Мальчик на 19 фото - мой отец ((;
kisitir
12 окт, 2015 11:39 (UTC)
ого, серьезно :)
как правило, такие посты больше пишутся для себя, чем для других- что-то узнать, что-то вспомнить и не забывать. спасибо, что поделился.
alixroca
12 окт, 2015 11:53 (UTC)
Пожалуйста! Вообще, хочу найти денег и снять по мотивам поста не большой документальный фильм.
kisitir
12 окт, 2015 12:10 (UTC)
ого! это серьезная, большая и очень светлая идея и цель. надеюсь, что ты ее не забросишь и когда-нибудь все-таки сможешь реализовать.
alixroca
12 окт, 2015 15:46 (UTC)
У меня помимо ностальгии есть еще и стимул от самого В. Шахрина. Я ему заметил про его фильм "Легенды земли Уральской",предложил не останавливаться на одной теме, на что он ответил, что Если найти денег, то и самому можно снять такой фильм, а о родных местах никто не расскажет лучше, как я сам. "Так, что дерзайте, юноша! " ©Шах

Катя, спасибо тебе, что оценила пост! Так хотелось хоть с кем-то поделиться этой историей.

Edited at 2015-10-12 15:48 (UTC)
koshakotova
12 окт, 2015 16:48 (UTC)
Очень большой и красивый храм! И столько историй,с ним связанных. Читать было интересно! Люблю такие посты. На старых фото интересно смотреть на лица! Интересно,что в начале 20 века девушки без платков,а потом фото 70х,там все женщины в платках. Деревня у вас русская? Я потому что смотрела старые фото бабушки, на всех они в платках. Спасибо за проделанную работу!
alixroca
12 окт, 2015 17:01 (UTC)
Даша, спасибо! Да, храм большой и я ещё не смог (пока) показать два боковых придела: Покровский и Крещенский. Сейчас в храме идут некоторые восстановительные работы - отмывают стены, подкрашивают, что потребуется...

Платки... Откуда они вообще взялись? Вот, например, возьмем православную Грецию, или тот же Иерусалим. Если женщина в платке, то она либо мусульманка, либо русская. (: Наверное, это все-таки дань моде. Был эпизод, когда платки вышли из моды, вот и имеем фото начала ХХ века.

Село русское, исторически заселили когда-то давно, в XV-XVII казаки, а во время похода Ивана Грозного на Казань, в 1552 году, в наших краях появились и стрельцы.

Не помню, что бы кто-то рассказывал о лаптях - даже намёка не было, как такового. Не встречал. В Алатыре была очень хорошая обувная мануфактура, чуть ли не с XVIII века.

Они? (((: https://instagram.com/p/st-IkvuHL6IB1BrDVRUdJCBfUH52w7UzmGNPk0/

Рад, что тебе понравилось. Комментом выше выкинул спойлер, что расшибусь, маленький док. фильм сниму.

Edited at 2015-10-12 17:02 (UTC)
koshakotova
12 окт, 2015 19:23 (UTC)
У нас лапти были в деревне, но куда-то сплыли :)) Из интересного у нас - это бабушкин ткацкий станок (она сама ткала ткани, дома есть покрывала на кровати, стулья - всё её рук дело), дедушка на день деревни играл на барабанах (они тоже лежали в чулане), а еще он кузнец (ножи его самые острые,которыми я резала что-либо).
А эти лапти из запасов моего любимого (Марпосадский район). Было их много, но кто-то зашел в дом и украл их. Остались вот две пары,и,как странно, именно наших размеров :) Забрала их из гаража домой на хранение.
Всё хотела сделать фото в духе старых времен - платья, платки, рубахи, лапти и всё дело в поле. Не дошла до этого пока...
alixroca
12 окт, 2015 20:20 (UTC)
Как решишься - дай знать! За улыбку буду фотграфёром (;
koshakotova
12 окт, 2015 19:24 (UTC)
А фильм это классно! Даже просто видео расскажет порой больше,чем фото. Если ещё с комментариями и деревенской душой - то,думаю, получится очень здорово!
alixroca
12 окт, 2015 20:22 (UTC)
Ой, когда речь заходит об наших краях,то автоматически включается в речи типичный алатырский, иваньковский диалект. Особенно занятно смешивать его с литературным языком.
koshakotova
12 окт, 2015 19:30 (UTC)
А платки, может, и дань моде... Но вот бабушка считала, что выйти с непокрытой головой - это даже стыд! Я её без платка видела в бане только, можно сказать. Она и спала в нем :)
Всегда предлагала нам платок накинуть на голову. И не любила растрепанные волосы, очень хвалила когда косички плели,ну или хотя бы волосы в хвостик.
Так и всю жизнь проходила в панталонах,чулках на резинке, платье, переднике,да в платке...
alixroca
12 окт, 2015 20:25 (UTC)
Мода, менталитет... Факторов много. Вон, какие прически-ти навертели! Словно как городскея, как есть красавицы, не покрывать же головушуку-ту платком тогда. ((:
irjska
12 окт, 2015 19:28 (UTC)
очень душевный пост! Какой у вас храм - и правда, всем селом за него!
А на столе - идеальный порядок. с моей точки зрения :)))
alixroca
12 окт, 2015 20:19 (UTC)
Спасибо, Ирина! Давно вынвшивал идею написать, но дозреет только сейчас. И то, тяжело он дался. Сейчас перечитал - понял, что писали разные люди. Вот так менялось состояние в эти два дня.
vasilievasvvik
13 окт, 2015 09:09 (UTC)
Спасибо за то что поделился своими думами, очень душевно вышло. Теплом повеяло и как-будто ладаном запахло.
alixroca
13 окт, 2015 09:13 (UTC)
На здоровье, Света! Ты когда меня потащишь к своему озеру?
vasilievasvvik
13 окт, 2015 10:03 (UTC)
Как свистнешь так сразу)) Найдем водилу с авто и вперёд)
alixroca
13 окт, 2015 10:08 (UTC)
Вот с водилом и авто проблема... А на рейсовом туда, прогуляться от дороги?
vasilievasvvik
13 окт, 2015 13:25 (UTC)
Не а таких нет,хотя надо додумкать )
alixroca
13 окт, 2015 14:02 (UTC)
Там, вроде, недалеко от трассы?
vasilievasvvik
13 окт, 2015 14:57 (UTC)
Аха км 3
alixroca
13 окт, 2015 15:18 (UTC)
Это же не много, лишь бы не грязь месит и в сугробы проваливаться! К эпизодам сельского быта добавлю, как однажды поехал в Иваньково на Рождество, последний рейс в село из Алатыря был отменён, а к родственникам пойти переночевать постеснялся, да и ждали меня в тот день. Мобильные тогда были не столь распространены.

И вот, пошел я пешком, а на мне костюм-тройка, сверху дублёнка, ботинки тяжелые. Идти от автовокзала в городе до дома в селе 18 с небольшим км. Темно, ветер, но не мело. В общем, где-то выйдя с Разлива уже в Иываньково подвезли меня в Красную гору на попутке. На утро до и после обеда не мог встать... Бабушка ещё смеялась надо мной, - Это как ты умудрился, пешком? На что обрывал её на полу-слове, - А сами, мол, не ходили в молодости! Туда, с грузом на рынок, да ещё и обратно с грузом с рынка. Отвечает, - Ходили, - и взяла мои ботинки, поставить на печь, просушиться, - Вот это тяга не преподъёмная! Это как ты только в них дошел?

Да вот так и дошел, что наутро ноги не ходили. Ничего, поприседал, через силу, раскачался. Но упрёков было много. Только дедушка к этому спокойно отнёсся. Пришел же, живой, здоровый! Это тебе не в 70-м году через Стемасы идти!, - говорил он. А с те года, и в начале-середине 90-х в Стемасаз заровали крепко.
vasilievasvvik
13 окт, 2015 15:38 (UTC)
Дошел же,упертый)
alixroca
13 окт, 2015 15:44 (UTC)
Оно ведь как? Смотришь - думаешь оно одно. Приглядишься - оно другое, а ещё посмотришь, то его и вообще нет.
vasilievasvvik
14 окт, 2015 04:08 (UTC)
Поэтому лучше как есть)
chivokunya_on
14 окт, 2015 12:05 (UTC)
Дружные там были жители, столько раз свой храм отстояли!
alixroca
14 окт, 2015 18:30 (UTC)
Были... А сейчас, из того количества жителей в 5000 человек, осталось меньше 800.
( 29 сказали — Сказать )
Разработано LiveJournal.com